30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликован одобренный и подписанный Федеральный закон № 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Данный закон уточняет понятие «дом блокированной застройки» (таунхаус) и вводит понятие «многоквартирный дом», закрепляя их в Градостроительном и Жилищном кодексах РФ:
- В Жилищном кодексе Российской Федерации глава 2. "Объекты жилищных прав. Жилищный фонд. Многоквартирный дом", статья 15. "Объекты жилищных прав. Многоквартирный дом" дополняется частью 6 следующего содержания:
"6. Многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома."
- В Градостроительном кодексе Российской Федерации статья 1. " Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе" дополняется пунктом 40 следующего содержания:
"40) дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок."
Таким образом устраняется правовая неопределенность, возникающая при разграничении домов блокированной застройки и многоквартирных домов (МКД).
Кроме того, закон вводит понятие «малоэтажный жилой комплекс» (МЖК):
- • В Федеральном законе от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" статья 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" дополняется пунктом 6:
"6) малоэтажный жилой комплекс - совокупность индивидуальных жилых домов и иных объектов, которые определены в проектной декларации как общее имущество и строительство (создание) которых осуществляется застройщиком в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории."
Введение термина «МЖК» в 214-ФЗ позволило распространить действие норм этого закона на правоотношения, складывающиеся при возведении индивидуальных жилых домов (ИЖД) в границах территории МЖК в случае привлечения для строительства таких домов денежных средств граждан и юридических лиц по договорам участия в долевом строительстве (ДДУ).
Закон устанавливает предмет ДДУ в отношении ИЖД в границах территории МЖК, перечень информации, который должен содержаться в данном договоре, а также порядок передачи объектов по таким ДДУ.
Устанавливается обязанность застройщика раскрывать информацию о себе и об МЖК, в случае их строительства по ДДУ.
Определены состав общего имущества собственников ИЖД в МЖК и особенности его строительства, порядок передачи застройщиком объекта долевого строительства, особенности государственной регистрации права на земельный участок и расположенный на нем объект индивидуального жилищного строительства.
Также со дня вступления в силу Федерального закона № 476-ФЗ в статье 49 "Градостроительного кодекса Российской Федерации Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, в границах Байкальской природной территории и в Арктической зоне Российской Федерации" в пункте 2 части 2 блок, соответствующий признакам, указанным в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, признается домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.
Замена ранее выданных документов или внесение в них изменений, внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости в отношении дома блокированной застройки не требуются и осуществляются по желанию правообладателей объектов недвижимости. Полученные до дня вступления в силу Федерального закона № 476-ФЗ документы, которые удостоверяют право на указанный в части 1 настоящей статьи блок, сохраняют свою юридическую силу и не требуют переоформления.

Внесение изменений в выданные разрешения на строительство жилых домов блокированной застройки, разрешения на ввод в эксплуатацию жилых домов блокированной застройки и иные документы, в которых содержатся указания на жилые дома блокированной застройки (в значении, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), не требуется.
Федеральный закон № 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступает в силу с 01.03.2022 года, за исключением отдельных положений, вступивших в силу с 30.12.2021.
Одновременно с Федеральным законом № 476-ФЗ вступило в силу Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. № 2594 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”. В нём Правительство РФ уточнило некоторые вопросы изменения концессионных соглашений в связи с существенным увеличением в 2021 г. цен на строительные ресурсы.
Также скорректирован порядок списания заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Изменения затронули Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" в части VI." Повторное проведение государственной экспертизы".
Таким образом, при принятии Правительством РФ органом государственной власти субъекта, либо органом местного самоуправления решения об изменении условий концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, в соответствии с которым увеличивается размер расходов публичного партнера на создание объекта и (или) реконструкцию объекта в связи существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, и внесения соответствующих изменений в проектную документацию такого объекта проводится повторная государственная экспертиза проектной документации объекта соглашения в части проверки достоверности определения сметной стоимости с выдачей соответствующего заключения. При подготовке сметной документации такого объекта не допускается изменение физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией объекта соглашения. Стоимость такой повторной государственной экспертизы проектной документации определяется с учетом положений пунктов 57 и 58 раздела VIII. "Размер платы за проведение государственной экспертизы" постановления Правительства № 145. Срок проведения экспертизы не может превышать 14 рабочих дней.
Источник: erzrf.ru, consultant.ru, garant.ru